Тест-драйв Yamaha YZF R1. Выбор спорта
Фoтo: Aлeксeй Мoтoрoв
Яскaзaл сeбe «Xoчу спoртбaйк!» eщe в 90-х. Стоя в пробке, с грустью наблюдал за безысходным коллапсом, как вдруг мимо прошуршало разноцветное нечто. Это был какой-то японский спортбайк, само собой, с самым настоящим спортбайкером в седле, разодетым в комбинезон и цветастый шлем. Широченное заднее колесо прокатилось по моему сознанию и навсегда осталось в нем. Не забывая о том, что кубатура спортивных двухколесников начинается с 50 см3, а заканчивается почти двумя литрами, рассмотрим самый популярный объем — так называемый литр.
Комфорт и спортбайк
Прошло много лет, и вдруг в ответ на мое давнишнее подзабытое «хочу» я получил на тест настоящий японский «литровый» мотоцикл Yamaha YZF-R1. Внешность грозы улиц и автодромов, омологированной для участия в чемпионате World Superbike, разбавляет ярко выраженное «лицо». У кого-то оно ассоциируется с роботом Walle из одноименного мультфильма или с добрым военным роботом из боевика «Короткое замыкание». В остальном — спортбайк как спортбайк. В таких нюансах, как «перевернутый» маятник или расположенный под хвостом непривычной формы глушитель, разберется только въедливый специалист.
Специфическая посадка, которую все, кроме самих спортбайкеров, обзывают «креветка» или «эмбрион», предусматривает ограниченные возможности передвижения. Из-за нее пилот быстро устает и теряет способность полноценно контролировать дорогу.
Тормоза эффективные и даже «злые». Чуть пережал — и сразу встал на переднее колесо, а то и выполнил сальто…
Выбирая спортбайк, обратите внимание, как сильно придется наклоняться вперед, удобно ли будет опираться на бак, чтобы разгрузить мышцы спины и пресса от напряжения. Отдельная статья — подножки, обычно задранные и отведенные назад. Знакомясь с R1, я был приятно удивлен удобством посадки и читаемостью приборной панели. Но совсем не понравилось расположение рычага тормоза, который мне не удалось отрегулировать под себя. При росте 190 см приходилось выворачивать правую кисть под неестественным углом, нависая над баком, что довольно быстро выматывало в километровых пробках и почти «выключало» чувствительность руки и пальцев, работающих с ручкой газа.
Он может почти все, а вы?
Источник самых ярких впечатлений — геометрия мотоцикла, его подвески и в конечном итоге — великолепная управляемость. Повороты на R1 проходятся практически «силой мысли», с минимальной работой рулем. Главное — внимательный взгляд вперед и аккуратное обращение с ручкой газа. Тормоза рассчитаны на скорости свыше 200 км/ч, поэтому с непривычки можно и переборщить. Сильно зажмешь рычаг на малой скорости — и сразу же болезненно врезаешься в торец бензобака. Это в лучшем случае! В худшем вам грозит выход на переднее колесо, а возможно, и сальто вперед. Разговор о мощности я специально оставил напоследок. Численность «лошадиного поголовья» в современных 1,0-литровых моторах примерно одинакова (около 180 «сил»), но реализовать эту мощность на все 100% при езде по шоссе нереально. Надо отправиться на трек, чтобы повороты проходились «на коленочке», от открытия газа на выходе из поворота сносило заднее колесо, а на торможениях вилка складывалась до упора. Только так можно получить всю гамму ощущений, ради которой, собственно, и созданы спортбайки. Наш Yamaha R1 — старожил «литрового» класса, выпускается с 2009 года. К сезону-2012 мотоцикл получил несколько дополнений, в том числе трекшн-контроль. Штука модная, ставится поголовно на все европейские «литры» и позволяет «шалить» в повороте. На треке в ответ на неосторожное открытие газа система мгновенно просчитает ситуацию и погасит чрезмерный момент, передающийся на заднее колесо.
R1 — провокатор. Он настолько динамичен и легок в управлении, что создается впечатление, будто на нем можно все! Конечно, Я хочу спортбайк. Но только для езды по спортивной трассе!
В городе я почувствовал работу «трекшн-контроля» на стартах со светофора, когда в самый ответственный момент мотор начинал захлебываться и кашлем привлекал ненужное внимание окружающих. Я выглядел как конкретный «чайник», не способный тронуться со светофора на большом и красивом «литре». Просто умной системе казалось, что я перебарщиваю с открытием газа и слишком резко бросаю сцепление. Вот она и решила не передавать мощность на заднее колесо. Само собой, «электронный ошейник» имеет несколько режимов работы и полностью отключается. Все это я описал, чтобы показать: современный спортивный мотоцикл вывезет вас из любой ситуации, а также поможет справиться с безумной мощностью (меньше 3 с с места до 100 км/ч!), если вы к ней еще не готовы.
растолкать город
Признаюсь: я обожаю спортбайки. Нравится все: и внешность, и мощные двигатели, и тормоза, и легкость, которую ощущаешь в поворотах и городском потоке с обязательными пробками. Само собой, приятны восторженные взгляды, а уж внимание девушек… Хочу ли я «злой литр»? Конечно, да. Но только для езды по спортивным трассам!